Рубрики

06.10.2022

Цветаева, М.И. \о ней\

Все её существо горит поэтическим огнем, и он даёт знать о себе в первый же час знакомства. 

П. Г. Антокольский (Из цикла очерков "Современники")

Цветаева, М. И. \о ней\

Марина Ивановна никогда не встречала нового человека просто, но всегда играя некую роль и всегда стараясь показаться не такою, какой она была, худшею, чем на самом деле: «полюби черненькую, беленькую всякий полюбит». И многих, конечно, отпугивала. Но те, кто сквозь игру умел разглядеть настоящего человека и большого подлинного поэта — поэта во всем — и в жизни, и в чудачествах, и в ненависти, и в любви, привязывались к ней крепко и надолго.

В. Л. Андреев "Воспоминания-лекция о Марине Цветаевой"

Цветаева, М.И. \о ней\

Самое большой ее страстью, смертный грех, который владел ею вполне, — была гордость, несокрушимая гордыня. Любимое слово — самоутверждение. И всегда, все — в превосходной степени. 

В. Л. Андреев "Воспоминания-лекция о Марине Цветаевой"

Цветаева, М. И. \о ней\

В жизни Марина Ивановна была только поэтом. Все, что было вне поэзии, представлялось ей как нечто лично ей враждебное. Но ее жизнь сложилась так, что это враждебное преследовало ее неустанно: бедность, граничащая с нищетой, была ее постоянным уделом.
В. Л. Андреев "Воспоминания-лекция о Марине Цветаевой"

Цветаева, М. И. \о ней\

Цветаева... к этому [к смерти] шла через всю жизнь, через выдуманную ее любовь к мужу и детям, через воспеваемую Белую армию, через горб, несомый столь гордо, презрение к тем, кто ее не понимает, обиду, претворенную в гордую маску, через все фиаско своих увлечений и эфемерность придуманных ею себе ролей, где роли-то были выдуманы и шпаги картонные, а кровь-то все-таки текла настоящая.
Н. Н. Берберова (Из книги "Курсив мой")

Цветаева, М. И. \о ней\

Она поддавалась старому декадентскому соблазну придумывать себя: поэт-урод, непризнанный и непонятный; мать своих детей и жена своего мужа; любовница молодого эфеба; человек сказочного прошлого; бард обреченного на гибель войска; ученик и друг, страстная подруга. Из этих (и других) «образов личности» она делала стихи — великие стихи нашего времени. Но она не владела собой, не строила себя, даже не знала себя (и культивировала это незнание). Она была беззащитна, беззаботна и несчастна, окружена «гнездом» и одинока, она находила, и теряла, и ошибалась без конца.

Н. Н. Берберова (Из книги "Курсив мой")

Цветаева, М. И. \о ней\

В ней самой, в характере её отношения к людям и миру, уже таился этот конец: он предсказан во всех этих строчках, где она кричит нам, что она — не такая, как все, что она гордится, что она не такая, как мы, что она никогда не хотела быть такой, как мы.
Н. Н. Берберова (Из книги "Курсив мой")

Цветаева, М. И. \о ней\

У Цветаевой дарование было не меньше, чем у Ахматовой. У нее был свой голос...
Г. В. Адамович

Цветаева, М. И. \о ней\

...Её голос - самый трагический в русской поэзии.
И. А. Бродский (Из радиоинтервью с Иосифом Бродским)

Цветаева, М.И. \о ней\

...Цветаева - явление совершенно уникальное. То, как она всю жизнь переживала - и передавала - трагизм человеческого существования, ее безутешный голос, ее поэтическая техника - все это просто поразительно. По-моему, лучше нее не писал никто, во всяком случае по-русски. Впервые в русской поэзии прозвучало такое трагическое вибрато, такое страстное тремоло.

И. А. Бродский (Из радиоинтервью с Иосифом Бродским)


Цветаева, М. И. \о ней\

Искусство своё - поэзию - Марина любила превыше всего. Работала - литературно - очень много. Муж её не раз повторял мне, что "Марина работает героически": ни тяжелые условия жизни без прислуги, ни нужда, ни бедность, ни забота о детях (их было двое у Эфронов) не могли её отвлечь от литературной работы.

В.Ф. Булгаков "Марина Ивановна Цветаева"

Цветаева, М. И. \о ней\

Что касается Марины Ивановны, то, при всем своем уме и при всей любви и привязанности к мужу, она оставалась до конца верной прежнему идеалу -- любви к старой России, московской России, России Трубниковского переулка [по-видимому, имеется в виду Трехпрудный переулок], в котором она проживала до революции и с которым сжилась неразделимо. Ни какой-то "Евразии" и никакой другой, новой России она себе не представляла и, должно быть, представить не могла или не хотела. В этом была ее трагедия и эмигрантская обреченность.

В.Ф. Булгаков

Цветаева, М. И. \о ней\

Я по стихам и всей душей своей - глубоко русская. Поэтому мне не страшно быть вне России. Я Россию в себе ношу, в крови своей. 

М. И. Цветаева

Цветаева, М. И. \о ней\

Цветаева-поэт была тождественна Цветаевой-человеку; между словом и делом, между искусством и существованием для нее не стояло ни запятой, ни даже тире: Цветаева ставила там знак равенства.

И. А. Бродский "Об одном стихотворении"

Цветаева, М. и. \о ней\

Поэзия Цветаевой прежде всего отличается от творчества её современников некоей априорной трагической нотой, скрытым - в стихе - рыданием.
 И. А. Бродский "Об одном стихотворении"

Цветаева, М.И. \о ней\

Поэзия Цветаевой пышет здоровьем, налита знойной молодой кровью, солнечна, чувственна. В ней исступление, ликование, хмель.
К. В. Мочульский "Русские поэтессы Марина Цветаева и Анна Ахматова", 1923

Цветаева, М. И.\о ней\

Цветаева всегда в движении; в её ритмах - учащенное дыхание от быстрого бега. Она как будто рассказывает о чем то второпях, запыхавшись и размахивая руками. Кончит - и умчится дальше. Она - непоседа.
К. В. Мочульский "Русские поэтессы Марина Цветаева и Анна Ахматова", 1923

Цветаева, м. И. \о ней\

Марина Цветаева - одна из самых своеобразных фигур в современной поэзии. Можно не любить её слишком громкого голоса, но его нельзя не слышать. Её манеры порой слишком развязны, выражения вульгарны, суетливость её нередко утомительна, но другой она быть не хочет, да и незачем. Все это у неё - подлинное: и яркий румянец, и горящий, непокладистый нрав, и московский распев, и озорной смех.

К. В. Мочульский "Русские поэтессы", 1923

Цветаева, М. И. \о ней\

Её своеобразный стих, полная внутренняя свобода, лирическая сила, неподдельная искренность и настоящая женственность настроений - качества, никогда ей не изменяющие. 

К. Д. Бальмонт "Марина Цветаева", 1925

Цветаева, М. И. \о ней\

Все у нее - порыв, все - минута; на каждой странице готова она поклониться всему, что сжигала, и сжечь все, чему поклонялась. Одно и то же готова она обожать и проклинать, превозносить и презирать. Такова она в политике, в любви, в чем угодно. 

В. Ф. Ходасевич "М. Цветаева. Ремесло. Психея. Романтика", 1923

Цветаева, М. И. \о ней\

Судьба одарила Марину Цветаеву завидным и редким даром: песенным. Пожалуй, ни один из ныне живущих поэтов не обладает в такой степени, как она, подлинной музыкальностью. 

В. Ф. Ходасевич "М. Цветаева. Ремесло. Психея. Романтика", 1923