Рубрики

15.02.2018

Горький, М. \о нем\

"О Горьком как о художнике именно больше двух слов говорить не стоит. Правда о босяке, сказанная Горьким, заслуживает величайшего внимания; но поэзия, которою он, к сожалению, считает нужным украшать иногда эту правду, ничего не заслуживает, кроме снисходительного забвения".
Д. С. Мережковский «Чехов и Горький», 1906 г.

Горький, М. \о нем\

Была, наконец, одна область, в которой он себя сознавал беспомощным - и страдал от этого самым настоящим образом. 
- А скажите, пожалуйста, что мои стихи, очень плохи? 
- Плохи, Алексей Максимович. 
- Жалко. Ужасно жалко. Всю жизнь я мечтал написать хоть одно хорошее стихотворение. 
В. Ф. Ходасевич "Некрополь"

Горький, М. \о нем\

"[...]он требовал критики, выслушивал ее с благодарностью и обращал внимание только на упреки, пропуская похвалы мимо ушей. Не редко он защищался, спорил, но столь же часто уступал в споре, а уступив - непременно садился за переделки и исправления".
В. Ф. Ходасевич "Некрополь"

Горький, М. \о нем\

"Я не видал человека, который носил бы свою славу с большим умением и благородством, чем Горький".  
В. Ф. Ходасевич "Некрополь"

Горький, М. \о нем\

"От нижегородского цехового Алексея Пешкова, учившегося на медные деньги, до Максима Горького, писателя с мировой известностью, -огромное расстояние, которое говорит само за себя, как бы ни расценивать талант Горького".
В. Ф. Ходасевич "Некрополь"

Горький, М. \о нем\

"Он считал своим долгом стоять перед человечеством, перед "массами" в том образе и в той позе, которых от него эти массы ждали и требовали в обмен за свою любовь. Часто, слишком часто приходилось ему самого себя ощущать некоей массовой иллюзией, частью того "золотого сна", который однажды навеян и который разрушить он, Горький, уже не в праве".
В. Ф. Ходасевич "Некрополь"

Горький, М. \о нем\

"Мелкими жуликами и попрошайками он имел свойство обрастать при каждом своем появлении на улице. В их ремесле ему нравилось сплетение правды и лжи, как в ремесле фокусников. Он поддавался их штукам с видимым удовольствием и весь сиял, когда гарсон или торговец какой-нибудь дрянью его обсчитывали". 
В. Ф. Ходасевич "Некрополь"

Горький, М. \о нем\

"Ему нравились все, решительно все люди, вносящие в мир элемент бунта или хоть озорства, - вплоть до маниаков-поджигателей, о которых он много писал и о которых готов был рассказывать целыми часами".  
В. Ф. Ходасевич "Некрополь"

Горький, М. \о нем\

"Этому "великому реалисту" по истине нравилось только все то, что украшает действительность, от нее уводит, или с ней не считается, или просто к ней прибавляет то, чего в ней нет. Я видел немало писателей, которые гордились тем, что Горький плакал, слушая их произведения". 
В. Ф. Ходасевич "Некрополь"

Горький, М. \о нем\

"Горькому довелось жить в эпоху, когда "сон золотой" заключался в мечте о социальной революции, как панацее от всех человеческих страданий. Он поддерживал эту мечту, он сделался ее глашатаем - не потому, что так уж глубоко верил в революцию, а потому что верил в спасительность самой мечты". 
В. Ф. Ходасевич "Некрополь"

Горький, М. \о нем\

"Вся его жизнь пронизана острой жалостью к человеку, судьба которого казалась ему безвыходной. Единственное спасение человека он видел в творческой энергии, которая немыслима без непрестанного преодоления действительности - надеждой. Способность человека осуществить надежду ценил он не высоко, но самая эта способность к мечте, дар мечты - приводили его в восторг и трепет. Создание какой бы то ни было мечты, способной увлечь человечество, он считал истинным признаком гениальности, а поддержание этой мечты - делом великого человеколюбия". 
В. Ф. Ходасевич "Некрополь"

Горький, М. \о нем\

"[...] он не сумел себя сделать настоящим, дисциплинированным марксистом, то все же принял марксизм как свое официальное вероисповедание или как рабочую гипотезу, на которой старался базироваться в своей художественной работе".
В. Ф. Ходасевич "Некрополь"

Горький, М. \о нем\

"В известности не мог с ним сравниться ни один из русских писателей, которых мне приходилось встречать. Он получал огромное количество писем на всех языках. Где бы он ни появлялся, к нему обращались незнакомцы, выпрашивая автографы. Интервьюеры его осаждали. Газетные корреспонденты снимали комнаты в гостиницах, где он останавливался, и жили по два-три дня, чтобы только увидеть его в саду или за табль-д'отом". 
В. Ф. Ходасевич "Некрополь"